Случалось ли вам в жизни попадать в такие ситуации, когда коллеги свешивали на вас свою работу, а вам было неудобно отказать? Бывает, что делаете что-то против своей воли? Или, может, вы постоянно идёте на поводу у других не в силах отказать и сказать «нет»? Если какая-то из этих ситуаций оказалась знакомой, значит вы стали жертвой психологической манипуляции. Давайте учиться им противостоять!
Манипуляция – это скрытое психологическое влияние, управление другим человеком, целью которого является получение односторонней выгоды и стремление заставить человека совершить определённые действия против его воли.
Теперь давайте более подробно остановимся на основных тезисах.
Итак, первое: манипуляция – это управление или воздействие. То есть человек, стремящийся получить для себя какую-то выгоду (манипулятор) использует определённые приёмы или уловки для того, чтобы управлять другими. Арсенал методов манипулятора очень широк и о нём я расскажу чуть позже.
Второе: манипуляция носит скрытый характер. То есть жертва чаще всего не осознаёт, что происходит. По крайней мере, на первом этапе, когда манипулятор обращается к ней с какой-то просьбой. Манипуляция в принципе возможна только в скрытом виде. Как только манипуляция раскрывается, то тут же теряет свою силу и не может быть дальше реализована.
И, наконец, третий тезис: манипуляция носит одностороннюю выгоду. Т.е. манипулятор оказывается в выигрыше, а жертва проигрывает.
С манипуляциями мы можем встретиться на каждом шагу. Они присутствуют практически во всех сферах нашей жизни. Это может происходить на работе, в романтических отношениях, между детьми и родителями, в деловом общении и так далее.
Что же движет манипуляторами? Почему они затевают эти «подковёрные игры»?
Основных причин тому две:
1) Человек не может попросить о чём-то напрямую: открыто и искренне. Просьба для него является синонимом унижения. Поэтому манипулятор идёт «в обход» и с помощью определённых уловок просто вынуждает другого выполнить те или иные действия.
2) Стремление прилагать как можно меньше усилий и получать всё за счёт других. Если родители всё делали за ребёнка, не приучив его к самостоятельности, то, вырастая, такой человек будет ожидать от других, чтобы всё сделали за него.
Как же понять, что вами манипулируют?
Здесь есть два аспекта: внутренний и внешний.
Внутренний: манипуляцию в первую очередь можно распознать по собственным негативным ощущениям, по собственному восприятию.
Например:
- Человек испытывает ощущение психологического давления;
- Возникает нежелание выполнять действия, которые на первый взгляд кажутся вполне естественными;
- Ощущение себя «не в своей тарелке».
Внешний аспект, или по поведению манипулятора.
Основными методами, которые использует манипулятор, являются:
- Психологическое давление;
- Давление на чувства: вины, жалости;
- Уговоры;
- Угрозы;
- Шантаж.
Сталкиваясь с манипулятором в жизни мы, чаще всего, не знаем, как вести себя с ним
И обычно поведение «жертвы» сводится к двум вариантам: пассивное или агрессивное.
При пассивном поведении жертва идёт на поводу у манипулятора, «плывёт по течению», не оказывает никакого сопротивления.
При агрессивном поведении жертва вступает в противостояние с манипулятором, что в конечном итоге приводит к конфликту и чревато потерей времени и сил.
Однако существует третий тип поведения, который позволяет конструктивно разрешать подобные ситуации. Это уверенное поведение, которое позволит вам легко и без «жертв» выходить из сложных ситуаций.
Стать уверенным и научиться легко противостоять манипуляторам не получится за один раз. Здесь нужна постоянная тренировка в течение хотя бы 2 – 3х месяцев. Зато после этого вами уже никто даже не будет пытаться манипулировать.
Практические приёмы, позволяющие противостоять манипуляторам
1. Метод заигранной пластинки
Метод подходит в ситуации, когда кто-то пытается вам навязать какой-то товар или услугу.
В процессе того, как манипулятор к вам обращается спокойно слушайте вашего собеседника, эмоционально никак не реагируйте на его слова. Когда он закончит говорить, или обратится к вам с вопросом/просьбой, тактично, но уверенно скажите, что не нуждаетесь в предлагаемом товаре. Делайте это без раздражения, находясь в абсолютно спокойном состоянии. При этом не оправдывайтесь и не объясняйте, почему вам не нужен этот товар. На протяжении всего разговора просто повторяйте одну и ту же фразу: «Спасибо, мне это не нужно». Повторяйте ровно и спокойно, оставайтесь на одной волне. Больше ничего говорить не нужно, только эту фразу. Цель метода не в том, чтобы научиться говорить одно и то же, как заигранная пластинка, а чтобы научиться настойчивости.
2. Ноль эмоций
Ваша задача сохранять молчание на протяжении всего разговора. Вами не должно быть произнесено ни одного слова. Что бы ни говорил манипулятор, какие вопросы бы вам не задавал и как бы ни провоцировал, сохраняйте молчание. Также вы никак не должны показывать свои эмоции: просто наблюдайте за происходящим с отсутствующим видом. С вашей стороны не должно быть никаких невербальных проявлений эмоций (жесты, мимика и т.д.).
Можно иногда смотреть на собеседника. Самое главное – сохраняйте молчание и не выдавайте свои эмоции несмотря ни на что.
3. «Болтовня»
Когда манипулятор обратится к вам с какой-то просьбой, начните активно перебивать его и рассказывайте что-то своё, причём к теме никак не относящееся. Говорите про погоду, про кошек, про отдых. Про что угодно. В общем, активно ведите диалог с собеседником, но не по теме. Перебивайте, задавайте глупые вопросы, не относящиеся к делу. В общем, ведите себя так, как от вас не ожидают в данной ситуации. Можно рассказать стихотворение или спеть песню.
Эти 3 метода основаны на принципе нестандартного поведения. Когда манипулятор обращается к нам с какой-то просьбой, он ожидает определённого поведения. Другими словами, он заранее просчитывает наше поведение и «расставляет ловушки» в нужных местах. Однако когда мы демонстрируем вовсе не то поведение, которое от нас ожидает манипулятор, мы выбиваем его из его же сценария и таким образом обезоруживаем.
Хочу привести ещё один очень эффективный метод психологической защиты. Называется он «Стенка».
Когда ваш собеседник начнёт говорить, представьте, что между вами стеклянная перегородка. Вы видите собеседника и слышите то, что он говорит. Но никакие эмоции, исходящие от вашего собеседника через стенку не проходят. Они словно ударяются об эту стену и возвращаются обратно. Вы воспринимаете, что говорит человек (содержание), но при этом как он это говорит (форма) не оказывают на вас никакого влияния. Вы словно наблюдаете за рыбками в аквариуме.
На протяжении всего разговора сохраняйте образ этой стенки перед глазами. Сами в разговоре инициативу не проявляйте. Можете лишь отвечать на вопросы в том случае, если вам будут их задавать. Если нет, то просто молча слушайте, всё время мысленно представляя стену.
Суть этого метода заключается в том, чтобы не дать манипулятору эмоционально вовлечь вас в свою «игру». До тех пор, пока вы будете оставаться спокойным и невозмутимым манипулятор не сможет воздействовать на ваши эмоции, следовательно, управлять вами.
Тренируйтесь, и через некоторое время вы увидите, что негативные ситуации просто уйдут из вашей жизни!)
Текст: Ирина Мамаева